Обучение чувашскому языку в МБДОУ детский сад №1 "Колосок"

     «Материнский язык – величайшая из духовно-нравственных сил народа, главная его опора. Неограниченное применение родного слова в школе – первое, решающее условие народности образования, гуманности воспитания. Родной язык является не только свидетельством жизненности народа, но есть именно сама жизнь народа».   И. Я. ЯКОВЛЕВ

      В настоящее время, когда происходит интенсивный процесс германизации нашего многонационального общества, необычайно важное значение приобретает воспитание и образование подрастающего поколения на традициях национальной культуры.

      Для того чтобы сохранить духовное и культурное наследие чувашского народа нужно бережно относиться к национальному языку,  уважать традиции. Если в детстве ребята не будут говорить на чувашском языке, слышать его, он может быть потерян, поэтому начиная с дошкольного возраста в качестве предмета, в детском саду изучается чувашский язык. Изучая язык, ребенок приобщается к культуре народа, его духовным ценностям, в нем зарождается чувство любви к родному краю, уважения к национальным традициям, обычаям чувашского народа.

Обучение чувашскому языку  в МБДОУ детский сад №1 «Колосок»   ведется в соответствии следующих нормативных документов:

·         Закон Чувашской Республики «Об образовании»

·         Закон Чувашской Республики «О языках в Чувашской Республике»

·         Концепция развития дошкольного образования в Чувашской Республике до 2020 года

·         Программа «Образование ребенка-дошкольника» (Л.В. Кузнецовой, 2006г.)

·         Устав ДОУ

·         Основная образовательная программа МБДОУ детский сад №1 «Колосок» на 2015-2016 учебный год

·         Положение о  языке   образования МБДОУ детский сад №1 «Колосок» Комсомольского района Чувашской Республики

    Основными задачами работы дошкольного образовательного учреждения в данном направлении являются:

- воспитание у ребенка интереса к чувашской устной речи;

- развитие способности воспринимать своеобразие ее звучания, чувствовать ее красоту;

- формирование желания слушать и понимать чувашскую речь, осваивать умения и навыки, необходимые для общения на чувашском языке.

-использование чувашского языка на специальных занятиях и в повседневной жизни.

-расширение знакомства с доступной для детского восприятия культурой чувашского народа;

- развитие способности самостоятельно наблюдать, сопоставлять, рассуждать, сравнивать, обобщать, делать простые выводы на чувашском языке;

- формирование навыков речевой самокоррекции;

- развитие умения и навыка аудирования и говорения в игровых, учебных ситуациях по темам: «В детском саду», «Наши занятия в детском саду», «Зимние забавы», «Пришла весна», «Мамин праздник», «Наши игры», «Ждем лета», «Скоро в школу» и т.д.

     Программа по обучению чувашскому языку содержит следующие блоки:

-словарная работа;

-звуковая культура речи;

-грамматический строй речи;

-связная речь;

-художественная литература.

     Именно в дошкольном возрасте важно показывать пути формирования  у ребенка начал национального самосознания, интереса к прошлому своего народа, его культуре, традициям, духовным ценностям, пробуждение генетической и культурной памяти через обучение чувашского языка, произведений национальной культуры.

    В нашем дошкольном учреждении обучение ведется на русском языке, предмет  чувашского языка с детьми изучается как не родного.

    С целью обогащения знаний детей о родной культуре, о языке  создается и пополняется уголок чувашского края.

      Это куклы в чувашских национальных костюмах, герб Чувашкой Республики, символы, деревянные изделия с чувашскими орнаментами,  художественная литература наших чувашских писателей, альбомы, журналы и т. д.

      Ознакомление дошкольников с культурой чувашского народа  изучения чувашского языка осуществляется через игру, творческую деятельность, в общении, в повседневной жизни, при использовании разнообразных методов и приемов, способствующих формированию и обогащению знаний каждого ребенка, при проведении непосредственно образовательной деятельности, бесед, народных подвижных игр, дидактических игр, экскурсий, индивидуальной работы, фольклора и т.п. 

     Задачи изучения чувашского языка   решаются не только в процессе образовательной деятельности, но и в повседневной жизни, самостоятельной деятельности детей в детском саду. Вся работа проходит в тесном сотрудничестве с родителями воспитанников. Часто  бывают задания выучить дома чувашские слова, стихотворения. Родители участвуют в создании уголка культуры родного края, обогащают его разнообразными предметами: вышивкой, посудой, литературой, костюмами. Самым ценным является непосредственное участие родителей совместно с детьми в мероприятиях, проводимых в детском саду.

     Стало традицией ежегодное проведение  "Дня чувашского языка» . Празднование  приурочено ко дню рождения выдающегося деятеля культуры и просветителя чувашского народа, создателя современной чувашской письменности Ивана Яковлевича Яковлева.

 Праздник объединяет любителей родного языка - педагогов и воспитанников  и родителей. При исполнении национальных танцев, песен и стихов на лицах ребят выражена гордость своей принадлежности к чувашскому народу, почитание его традиций и культуры.

 День чувашского языка не просто возвращает детей и взрослых к истокам родной речи, но и укрепляет атмосферу дружбы, взаимопонимания и поддержки.

     Беречь чувашский язык – наша всеобщая задача.

Помните, что владеть сердцем народным вы сможете, только если не будете чуждаться языка народного", - завещал великий просветитель и подвижник Иван Яковлев.

«Кто плохо знает свой язык, тот не ценит красоту родной речи, не задумывается над книгой, не поймёт мелодию песен, не запомнит стихов».

     Хорошее владение воспитателем чувашской речью – залог повышения эффективности обучения чувашского языка.