Инновационные формы и методы работы с детьми в ДОО

Доклад на тему: «Инновационные формы и методы работы с детьми в ДОО»

В связи с введением Федерального Государственного Образовательного Стандарта  Дошкольного Образования сегодня актуально становление новой системы дошкольного образования, где одним из ключевых моментов является необходимость использования всех педагогических ресурсов для эффективного развития ребёнка. Приоритетным направлением в организации образовательного процесса дошкольных учреждений должен стать индивидуальный подход к ребёнку, сохранение самоценности дошкольного детства и самой природы дошкольника. Это даёт современному педагогу – воспитателю свободу в выборе форм и методов организации детской деятельности, главным результатом этого выбора должны стать личностные качества ребёнка, а не сумма его знаний, умений и навыков. Поэтому педагогическая деятельность, сегодня должна стать качественно новой, более гибкой, инновационной, т. е. такой, при которой происходит развитие образовательного процесса.

Перед педагогическим коллективом был поставлен вопрос: «Как же мы  должны построить свою деятельность и организовать деятельность своих воспитанников так, что бы она соответствовала требованием времени и помогла добиться нужного результата?» Данный вопрос обсуждался на очередном педагогическом совете и были намечены пути решения данной проблемы. И это конечно же формирование инновационной образовательной среды.

Инновация, в «Современном словаре иностранных слов» трактуется как нововведение.

Инновационная когнитивно-развивающая среда детского сада- это комплексная модель образовательного пространства ДОО, состоящая из трех важных компонентов:

1.  Пространство развития детей.

2.  Пространство развития педагогов.

 3.  Пространство развития родителей.

Как известно в дошкольной образовательной организации  ведущим видом деятельности  остается игра. У педагогов в копилке появляются новые  и оригинальные формы  проведения занятий. Это: игры – сказки, игры – конкурсы, игры – путешествия, игры – экспериментирования, игры – сюрпризы. Самыми интересными среди этого множество стали игра – путешествие «В город Дорожных знаков», в страну «Здоровейка», путешествие «В город Книгоград», игра – эксперимент «Вода, водица», игра – сюрприз «В гостях у клоуна Кирюши», «В гостях у бабушки-Забавушки» и т.д. А так же активно используются такие технологии, как портфолио, метод проектов, ИКТ. Так «Портфолио дошкольника» перешло в новую ступень - создание групповых альбомов «Жизнь нашей группы».

  В работе с детьми широко используется метод проектов. Основной целью проектного метода в дошкольных учреждениях является развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей. С дошкольниками  были проведены проекты «Дружная семейка», »Масленица-блиноедка», «Здоровый малыш-это здорово», «Правила движения будем дружно соблюдать». Метод проектов, перешёл в мультимедийную студию «Колосок- продакшен», где собраны не только фото, но видео и аудио материалы наших  традиций, традиций семей воспитанников, фонотеки сказок, песен и просто высказываний детей. Эта интересная форма позволила вовлечь родителей в процесс воспитания и образования детей.

Так не заметно для себя, с помощью интерактивных методов,  вовлекли в воспитательно-образовательный процесс и родителей, и нашли решение на ещё одну  из задач. Инновационными формами работы с родителями стали: создание Книги  «Мое древо», оформление информационной корзины, стеллажа «Наша дружная семья». Если раньше для организации образовательной деятельности  заимствовали педагогический опыт, то теперь  используем наглядно – демонстрационные материалы, которые педагоги делают сами. Так дидактическая картотека методического кабинета нашего ДОУ пополнилась презентациями на такие темы «Животные и растения рядом с нами», «Мы помним, мы гордимся» к празднику 9 мая, «Книги-лучшие друзья»,  «Старые сказки на новый лад», презентации разминок и т.д.

Основным видом  инновационных технологий в нашей работе являются: здоровьесберегающие технологии: основной их целью является создание условий для формирования у воспитанников представления о здоровом образе жизни, об умении оказать себе и ближнему первую медицинскую помощь, а также формирование и развитие знаний, умений и навыков, необходимых для поддержания собственного здоровья.

Для решения задач по воспитанию здорового ребенка на национальных традициях и культуре чувашского народа широко используется парциальная программа  И.В.Махаловой  «Родники здоровья».  На праздниках и развлечениях звучат  чувашские национальные песни, стихи. Дети радуют нас народными играми, танцами и сказками. Для приобщения детей к национальной культуре и традициям своего народа предметно-развивающая среда в группах организованна так, что каждый ребенок может самостоятельно обыграть свою игру.  

Так же инновацией  является построение развивающего пространства по принципу интеграции и моделирования на основе гендерного подхода. Так в наших группах появились центры ролевых игр «Супермаркет желаний», «Город Мастеров», мини-музеи, в супермаркете есть отдел «Умных игр и игрушек», которые помогут и речь исправить, распознать цвета  и просто отвлечься. Раскрыть внутренний мир ребёнка можно в групповом театре студии «Волшебство сказок», где и декорации и костюмы, и даже сами их герои созданы руками детей и их родителей.

В заключение, своего выступления хотелось бы с уверенностью сказать о том, что образовательную деятельность современного педагога можно сравнить со строительством  дома. Фундаментом, которого является сам воспитатель. Стены дома – это созданная им образовательная среда из блоков: характера взаимодействия ребенка с миром, система взаимодействия с миром и самим собой. И на этом держится активность, творчество, созидание самого ребёнка. А наполнить дом светом, теплом и уютом, помогают окна, в которых отражаются инновационные формы организации деятельности дошкольников. Именно окна помогают, увидеть изнутри всю значимость, важность и правильность дошкольного образования.

 Мы  надеемся, что выстроенная нами модель образовательного процесса с использованием инновационных форм организации детской деятельности поможет каждому воспитателю реализовать требования ФГОС ДО.

Спасибо за внимание.