Роль родителей в воспитании духовно-нравственной культуры

Старший воспитатель МБДОУ детский сад №1 «Колосок»

Комсомольского района Чувашской Республики

Каримуллина Тензиле Ринатовна

 

Роль родителей в воспитании духовно-нравственной культуры

детей

духовно - Итак, философско-педагогические идеи народности, гармонии,  демо-кратизма, методик обучения и воспитания с активной позиции учеников и их деятельностью, любовью, уважением к людям – главное в трудах К.Д. Ушинского.

В настоящее время одной из актуальных задач российского общества является воспитание духовно-нравственных ценностей подрастающего поколения, бережное сохранение и развитие духовно-нравственного наследия, исторических и культурных традиций и норм общественной жизни. Данная задача нашла свое отражение в Федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования (ФГОС ДО), где воспитание дошкольников представлено как целостный процесс, осуществляемый на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей.

В дошкольной педагогике бесспорно утверждение, что важнейшую роль в духовно-нравственном развитии детей играют воспитывающие взрослые: родители, воспитатели, их нравственные устои и ценностные основы мировоззрении; и следовательно, для обеспечения духовно-нравственной культуры дошкольников, формирования основ полноценной, гармоничной личности необходимо укрепление и развитие процессов взаимодействия детского сада и семьи, повышение компетентности родителей воспитанников в вопросах духовно-нравственной культуры.

мноогие родители и не Итак, философско-педагогические идеи народности, гармонии,  демо-кратизма, методик обучения и воспитания с активной позиции учеников и их деятельностью, любовью, уважением к людям – главное в трудах К.Д. Ушинского.достаточно информированиы

Перед педагогическими коллективами дошкольных образовательных организаций стоит непростая задача – установить партнёрские отношения с семьёй каждого воспитанника, объединить усилия родителей и педагогов для развития и воспитания детей. Эти партнерские отношения определяются понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие», подразумевая под ними двусторонний процесс, ориентированный на повышение воспитательных потенциалов и педагогической культуры родителей.

Необходимость строить новые партнерские взаимоотношения с родителями воспитанников диктует принципы такого взаимодействия:

– создание в образовательной организации атмосферы общности интересов педагогов и родителей, их эмоциональной взаимоподдержки;

– переориентация педагогов во взаимоотношениях с родителями с назиданий и поучений на партнерство и поддержку их педагогических возможностей, взаимопроникновение в проблемы друг друга;

– тактичность и соблюдение прав родителей на осуществление ведущей роли в воспитании и образовании ребенка и понимание неизбежной субъективности точки зрения педагога.

Итак,ыуец4енн философско-педагогические идеи народности, гармонии,  демо-кратизма, методик обучения и воспитания с активной позиции учеников и их деятельностью, любовью, уважением к людям – главное в трудах К.Д. Ушинского.

Как показывает практика, большинство родителей по разным причинам испытывают трудности в воспитании детей (из-за недостатка времени, терпения, такта, опыта, из-за незнания методов воспитания и обучения ребенка и его возрастных особенностей), нуждаются в педагогических знаниях и хотели бы повысить свою педагогическую компетентность.

Время лекций, нотаций и собраний прошло, в настоящее время требуются новые подходы, нетрадиционные интерактивные формы взаимодействия педагогов и родителей воспитанников, способные заинтересовать и привлечь воспитывающих взрослых. Кроме того, необходимо практическое обучение родителей методам и приемам взаимоотношений с детьми, привлечение членов семьи воспитанников к участию в разных видах совместной интерактивной деятельности:

– коллективного взаимодействия (родительский клуб по интересам, семейные гостиные, групповые тематические консультации, творческие встречи, круглые столы и др.);

– адресно, по подгруппам (тренинги, тематические консультации выполнение творческих заданий, подготовка проектов и др.);

– индивидуально (работа специалистов с родителями, дети которых требуют педагогической коррекции и др.);

существует огромное количество приемов и методов Итак, философско-педагогические идеи народности, гармонии,  демо-кратизма, методик обучения и воспитания с активной позиции учеников и их деятельностью, любовью, уважением к людям – главное в трудах К.Д. Ушинского.для работы с родителями

– дистанционно (с использование сайта, дайджест-журналов, флэш-карт и др.).

В решении задачи повышения духовно-нравственной культуры родителей, одной из наиболее эффективных форм является родительский клуб. Его мероприятия планируются сразу на год, чтобы дать возможность родителям сориентироваться в проблемных вопросах воспитания и развития ребенка, подготовиться к встречам, пообщаться с педагогами «на равных», поделиться опытом семейного воспитании. Мы стремимся чтобы тематика была интересна родителям, независимо от возраста детей:

– игры в семье: Во что играют наши дети, Народные игры, Самодельные игрушки, Игры для мальчиков и девочек, Летние игры, Зимние игры и др.

– семейное чтение: Что читают наши дети, Помощь родителям в отборе литературы, книги о России, Чувашской Республике.

– семейный театр: Влияние сказки на создание положительного микроклимата в семье, посиделки, готовим к празднику наряд, как организовать домашний театр.

– компьютер и его альтернатива и др.

Итак,в нкашем понимании духовно-нравственная культура это философско-педагогические идеи народности, гармонии,  демо-кратизма, методик обучения и воспитания с активной позиции учеников и их деятельностью, любовью, уважением к людям – главное в трудах К.Д. Ушинского.

В рамках деятельности клуба повышение педагогической культуры родителей сочетается с практическими занятиями в творческих мастерских по освоению ими методов деятельного общения с детьми в играх, в повседневной жизни в семейном кругу, в досугах. Творческие мастерские проводятся по тематике, которая интересна родителям всех возрастных групп. Это, в большинстве случаев, изобразительная деятельность, ручные умения, народное творчество. Под руководством педагога дети и взрослые знакомятся с колоритом русского народного быта и традиционными предметами обихода, утвари, посуды, изделиями декоративно-прикладного искусства, которыми украшали дом в старину: вышивкой, бисероплетением, берестой, мастерят сезонные игрушки, соломенные куклы, глиняные свистульки, лоскутные одеяла в технике аппликации и многое другое. Затем устраиваются выставки совместных поделок детей и родителей, лучшие образцы такого сотворчества украшают интерьеры детского сада.

Итак,трпчоо  философско-педагогические идеи народности, гармонии,  демо-кратизма, методик обучения и воспитания с активной позиции учеников и их деятельностью, любовью, уважением к людям – главное в трудах К.Д. Ушинского.

Как показывает практика, одной из наиболее популярных форм взаимодействия педагогов с семьями воспитанников, способствующей повышению компетентности родителей в вопросах духовно-нравственного воспитания детей, являются семейные гостиные, которые пришли на смену групповым родительским собраниям. В дружеской обстановке, за чашкой чая, в процессе общения педагогов и родителей, создаются педагогические ситуации для совместного обсуждения проблем воспитания у детей нравственных качеств: добра, отзывчивости, милосердия, трудолюбия, справедливости, согласовывается единство нравственных норм и требований в воспитании детей. Обсуждаемые темы: «Роль отца», «Мудрость бабушки», «Сердце матери», «Братья и сестры в семье», «Младшие и старшие», «Воспитание мальчиков и девочек – разные подходы» и др. Общение в неформальной обстановке благоприятствует обмену педагогическим и семейным опытом, установлению доверительных, партнерских взаимоотношений, где на равных условиях педагоги и родители воспитанников.

Повышению компетентности родителей, приобщению дошкольников к подлинным произведениям искусства, к национальному наследию в нашем дошкольном учреждении способствовал проведенный педагогами комплекс мероприятий с использованием социокультурной среды села Комсомольское:

1) вовлечение родителей в совместную с педагогами и детьми старшего возраста деятельность по насыщению интерактивной музейной среды в детском саду (создание художественных экспозиций, передвижных выставок, мини-музеев в группах и др.);

2) оказание консультативно-рекомендательная помощи родителям по организации интересного детям семейного досуга с использованием социокультурной среды села Комсомольское;

3) размещение на сайте детского сада информации о содержательных программах семейного досуга в выходные дни (посещение кукольных театров, музеев, выставок и т. д.).

Участие родителей воспитанников в совместных праздниках традиционного народного календаря, фольклорных «посиделках» и досугах, когда они не просто зрители, а водят с детьми хороводы, поют народные песни, помогают педагогам знакомить детей с традициями русской, чувашской, татарской культуры, трудолюбия, гостеприимства, служит упрочению содружества и сотворчества педагогов, детей и их родителей.

Итак, и многое что нами используется  в совместной в работе сродителями и философско-педагогические идеи народности, гармонии,  демо-кратизма, методик обучения и воспитания с активной позиции учеников и их деятельностью, любовью, уважением к людям – главное в трудах К.Д. Ушинского.

Духовно-нравственная направленность таких праздников эмоционально затрагивает и малышей, и взрослых. Так, на «Осеннем празднике» в средней группе малыши с родителями нанизывают рябиновые бусы, в старших – мастерят куклу – зернушку, а дети подготовительных групп сообща со взрослыми расписывают доски Городецкими узорами.

Далеко не все родители соглашаются взаимодействовать с педагогами, признать свою недостаточную компетентность в вопросах духовно-нравственного воспитания детей. Решение проблемы повышения педагогической культуры родителей, неохотно отзывающихся на посещения специалистов и на участие в мероприятиях детского сада, было найдено в дистанционном взаимодействии, в применении компьютерных технологий в домашних условиях. Были задействованы следующие информационно-просветительские методы дистанционного взаимодействия с родителями с использованием компьютерных технологий:

– сайт детского сада, где размещалась необходимая психолого-педагогическая информация для родителей, материалы прошедших семейных гостиных, консультации специалистов, анкеты, запросы и вопросы родителей, рекомендации по проведению выходного дня с ребенком и т. д.

– тематические дайджест-журналы на DVD-дисках, которые родители могли взять для ознакомления в домашних условиях, представляющие собой практические консультации по духовно-нравственному воспитанию: какие книги читать с ребенком и как обсуждать прочитанное, как воспитывать в ребенке отзывчивость, совладать с агрессией и т. д.

Итак, философско-педагогические идеи народности, гармонии,  демо-кратизма, методик обучения и воспитания с активной позиции учеников и их деятельностью, любовью, уважением к людям – главное в трудах К.Д. Ушинского.

Таким образом, для реализации задачи повышения педагогической культуры родителей в вопросах развития духовно-нравственной культуры у детей в нашем дошкольном учреждении используются многообразные формы коллективного взаимодействия педагогов детского сада с семьями, в сочетании с индивидуальной адресной психолого-педагогической поддержкой разным категориям родителей.

Благодаря таким интерактивным формам взаимодействия педагогов с семьями, родители не только повышают свою компетентность по всем вопросам воспитания детей, но и имеют возможность почувствовать себя полноценными участниками воспитательно-образовательного процесса, учатся отвечать за результаты воспитания и обучения ребенка наравне с педагогами детского сада.